• "Мая Радзiма - Беларусь! Мой горад - мая любоў!" "Мая Радзiма - Беларусь! Мой горад - мая любоў!"
  • "Мая Радзiма - Беларусь! Мой горад - мая любоў!" "Мая Радзiма - Беларусь! Мой горад - мая любоў!"
  • "Мая Радзiма - Беларусь!               Мой горад - мая любоў!" "Мая Радзiма - Беларусь! Мой горад - мая любоў!"
Главная -  Власть -  Барановичская межрайонная прокуратура -  Информационные материалы

Сокращенный порядок ведения административного процесса

23.09.2020

 О некоторых вопросах порядка привлечения

к административной ответственности

Все чаще на практике привлечение граждан к административной ответственности производится в «сокращенном порядке» - на основании ч.3 ст.10.3 ПИКоАП Республики Беларусь.

Содержание письменных жалоб граждан в прокуратуру, а также характер устных обращений свидетельствует о некотором пробеле знаний в части порядка наложения взыскания на основании данной нормы и правовых последствиях ее применения.

Заявителями в качестве доводов о своей невиновности указывается о том, что должностные лица органа, ведущего административный процесс, нарушили закон - не составили протокол об административном правонарушении, не составили протокол осмотра места правонарушения, не установили и не опросили очевидцев произошедших событий. Также указывается на то, что подписали они названной категории постановления не глядя, не вчитываясь в содержание, полагая, кроме того, что это не итоговый документ.

В связи с этим разъясняется, что для применения ч.3 ст.10.3 ПИКоАП Республики Беларусь должны иметь место следующие условия – полное признание вины лицом, привлекаемым к административной ответственности, и выражение согласия на применение административного взыскания без составления протокола об административном правонарушении.

В таком случае протокол об административном правонарушении не составляется, дополнительно лицо на его рассмотрение в орган, ведущий административный процесс, как правило, не приглашается. Должностное лицо органа, ведущего административный процесс, выносит на месте правонарушения итоговый документ - постановление о наложении административного взыскания.

Чаще всего на практике признание вины и согласие на вынесение указанного постановления выясняется устно и оформляется проставлением лицом, привлекаемым к административной ответственности, подписей в соответствующих графах постановления.

В связи с этим хотелось бы обратить внимание граждан на то, что в том случае, если Вы не согласны с должностным лицом, органа ведущего административный процесс, по квалификации Ваших действий, оценке ситуации на месте административного правонарушения, доказанности Вашей вины, Вы имеете право предложить ведение административного процесса «в обычном порядке» - с составлением протокола об административном правонарушении и полноценным, с учетом Ваших ходатайств, сбором доказательственной базы.

Особенностью ведения административного процесса в «сокращенном порядка» является то, что постановлением в порядке ч.3 ст.10.3 ПИКоАП Республики Беларусь административное взыскание в виде штрафа налагается в минимальном размере, предусмотренном санкцией нарушенной статьи КоАП Республики Беларусь, а при отсутствии нижнего предела штрафа – в размере не более 0,5 базовой величины. При этом штраф может быть уплачен даже на месте.

Однако неуплата данного штрафа в течение одного месяца с даты вынесения постановления влечет за собой дополнительное увеличение его на две базовые величины.

Особенностью постановления, вынесенного в порядке ч.3 ст.10.3 ПИКоАП Республики Беларусь, является также то, что оно вступает в законную силу сразу - с даты его вынесения, что отражается на порядке его обжалования.

В частности, оно может быть обжаловано исключительно в органы прокуратуры.

В отличие от этого, постановление, вынесенное по итогам рассмотрения протокола об административном правонарушении, вступает в законную силу через некоторое время - в сроки, установленные ст.ст.11.12, 12.4 ПИКоАП Республики Беларусь. В эти сроки оно может быть обжаловано в порядке, определенном ст.12.2 ПИКоАП Республики Беларусь, т.е. и в суд, и в вышестоящий орган. При этом жалобы в вышестоящий орган государственной пошлиной не облагаются, в отличие от жалоб в прокуратуру и в суд. После вступления данного постановления в законную силу за гражданином сохраняется право на обжалование его в прокуратуру.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что «сокращенный порядок» привлечения к административной ответственности предусмотрен для ситуации, когда противоправность деяния и наличие вины очевидны, лицо, допустившее правонарушение, с этим согласно и желает побыстрее окончить разбирательство по данному поводу и готово, если не в тот же день, то в ближайшее время оплатить взыскание в виде штрафа.

Если же есть сомнения в виновности и доказанности, предлагайте ведение административного процесса в «обычном порядке».

В том случае, если у Вас возникли сложности с определением сроков и порядка обжалования постановлений о привлечении к административной ответственности, Вы всегда можете обратиться за разъяснением административно-процессуального законодательства на прием к прокурорским работникам Барановичской межрайонной прокуратуры, осуществляемый ежедневно без предварительной записи.

Старший помощник Барановичского

межрайонного прокурора

младший советник юстиции Т.Г.Ваницкая

23.09.2020

Год мира и созидания Геноцид белорусского народа Национальный конкурс «Предприниматель года» О содействии занятости населения Белорусская интегрированная сервисно-расчетная система Республиканский конкурс "Семья года" - 2024 Лицензирование ПОМОЩЬ К НОВОМУ УЧЕБНОМУ ГОДУ Карта запретов и ограничений на посещение лесов Мобильная группа Барановичского горисполкома Защита прав потребителей Уведомления о начале осуществления вида экономической деятельности Совет по развитию предпринимательства Умный город Рейтинг организаций ЗОЖ Здоровый город Здоровые города Брестчины Карта здоровья Официальный сайт Республики Беларусь Активное долголетие Гендерная статистика Занятость молодежи БФФ
Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь
Брестский облисполком
Национальный прававой интернет-портал Республики Беларусь
Национальный центр электронных услуг