Двадцать
первый век подарил нам интернет, безусловно, вещь очень нужная, потому что
является источником бесконечной информации, которую можно использовать в своей
жизнедеятельности: начиная от ремонта техники и заканчивая обучению работе
практически по любой специальности.
Однако преступники используют глобальную сеть далеко не для благородных целей:
они втираются в доверие к людям, представляются сотрудниками различных служб и
организаций, завладевают персональными данными граждан, а также их денежными средствами,
которые те накапливали годами. Убеждают человека взять на себя кредитные
обязательства в банке и перечислить средства на счет преступников. Несмотря на
то, что эти схемы находятся на поверхности и известны даже школьникам, доверие
жителей страны не знает границ и оперативные сводки ежедневно пополняются
новыми случаями интернет-мошенничеств.
Мошеннических схем у злоумышленников множество. По статистике около 60%
используют методы социальной инженерии, например вишинга: звонят по телефону и,
якобы под предлогом защиты средств, имеющихся на счете, выманивают у людей
реквизиты карты либо логин и пароль от интернет-банкинга.
Сотрудниками управления по противодействию киберпреступности УВД Брестского
облисполкома безперерывно принимаются меры по профилактике и раскрытию
преступлений, совершенных в сети интернет, проводятся беседы с гражданами,
демонстрируются видеоролики и наглядный материал, разрабатываются методические
рекомендации по безопасному пользованию интернет-ресурсами и перечнем действий
при поступлении звонка от мошенника. Однозначно можно сказать, что данная
работа приносит свои плоды, но как мы знаем – никто не позаботится о ваших
деньгах лучше вас самих.
Не так давно 47-летней жительнице Бреста поступил звонок в мессенджере «Viber»,
звонившее лицо представилось работником одного из банков и сообщило, что
недобросовестный работник организации пытается использовать персональные данные
женщины для оформления кредита на сумму порядка 6000 рублей, для чего ей
необходимо предоставить данные своего мобильного устройства и данные карты,
посредством получения конфеденциальной информации с карт-счёта потерпевшей
злоумышленниками было снято около 4000 рублей.
Спохватившись женщина поняла, что стала очередной жертвой мошенников, с
осознанием произошедшего, потерпевшая направилась в правоохранительные органы.
Правоохранителями принимаются меры по установлению лица, причастного к
совершенному преступлению.
Еще один пример доверчивости продемонстрировала 59-летняя жительница областного
центра – ей поступил звонок в мессенджере «Viber», звонивший обратился к
женщине по имени и отчеству и сообщил, что некий гражданин пытается оформить
кредит от ее имени, уточнив у женщины, является ли данный человек ее
родственником и получив ожидаемый, отрицательный ответ, злоумышленник предложил
переключить потерпевшую на лининию к сотруднику банка. Спустя некоторое время в
том же мессенджере заявительнице перезвонили “сотрудники банка” с просьбой
сообщить необходимые сведения, для последующей “блокировки” незаконных действий
мошенников. Доверившись злоумышленникам, женщина увидела, что с ее счёта
похищено более 3 тысяч рублей.
Как понять, что вам звонит преступник?
У вас просят конфиденциальные данные
Мошенник сообщает, что «банк выявил подозрительную операцию по Вашей карте» или
«поступил запрос на онлайн-оформление кредита на Ваше имя».
Он просит у вас логин и пароль от интернет-банкинга, код из SMS от банка (в
большинстве случаев сопровождаемый фразой «Никому не сообщайте!»), реквизиты
карты (полный номер карты и срок ее действия, CVV- или CVС-код). Это нужно
якобы «для сохранности ваших денег».
Если в отношении вас совершается либо совершено противоправное деяние,
немедленно сообщите об этом по телефону 102.