Сегодня, 1 сентября, вступили в силу
основные положения указа Президента №295 о внесении изменений в правила
дорожного движения, сообщает
БЕЛТА.
Документ подготовлен с учетом современных реалий и запроса
общественности, прошел серьезное публичное обсуждение, получил свыше 600
откликов от населения.
В обновленных правилах дорожного движения закреплена обязанность велосипедистов и самокатчиков
спешиваться при пересечении проезжей части дороги, что позволит снизить
аварийность. Это связано с тем, что за последние несколько лет
увеличилось количество дорожно-транспортных происшествий с участием
велосипедистов и самокатчиков. Есть исключения: не надо спешиваться,
если движение на велосипедном переезде организовано при помощи
специальных транспортных светофоров. Также не надо спешиваться при
движении на перекрестке по велосипедному переезду или не далее 1 м от
правого края проезжей части, когда это допускается правилами.
Комплексно пересмотрены подходы к использованию средств персональной
мобильности, поскольку появились новые устройства, не подпадающие под
классическое понятие. Они способны развивать скорость до 80 км/ч и по
техническим параметрам соответствуют больше мопедам или мотоциклам, чем
электросамокатам.
Уточнено само понятие "средство персональной мобильности". Под ним
понимается транспортное средство, имеющее одно или несколько колес
(роликов) и максимальную конструктивную скорость движения не более 25
км/ч, предназначенное для движения одного человека посредством
использования электродвигателя. Лица, передвигающиеся на СПМ,
приравниваются к велосипедистам. Все, что может развивать скорость свыше
25 км/ч, будет признаваться либо мопедом, либо мотоциклом.
Электрическим устройствам, которые по техническим характеристикам
относятся к мопедам и мотоциклам, дается право участвовать в дорожном
движении. Для этого нужно будет подтвердить тип транспортного средства и
безопасность его конструкции, оформить на него электронный паспорт и
зарегистрировать в ГАИ. Лица, у которых есть средство, которое по своим
характеристикам может развивать скорость более 25 км/ч, могут в
упрощенном порядке его зарегистрировать. Необходимо предоставить свое
средство в испытательную лабораторию, которая является резидентом
Республики Беларусь и включена в Единый реестр органов по оценке
соответствия ЕАЭС. По результатам оценки, если оно соответствует той или
иной категории механического транспортного средства и предъявляемым к
нему требованиям по безопасности, то оформляется электронный паспорт.
Только с ним осуществляется регистрация данного средства. Упрощенный
порядок будет действовать до 1 сентября 2026 года. Для прохождения
регистрации можно обращаться в региональные подразделения ГАИ по месту
жительства.
Тем, кто не хочет регистрировать такие средства, разрешено участвовать
в дорожном движении на дорогах без усовершенствованного покрытия. При
этом для управления данными транспортными средствами все равно
потребуется водительское удостоверение соответствующей категории.
Также по новой редакции ПДД запрещается двигаться в населенном пункте
со скоростью более 10 км/ч, за исключением движения по велосипедным
дорожкам или проезжей части. Запрещено двигаться по тротуару, если масса
СПМ превышает 35 кг. Нельзя оставлять СПМ в местах, где это создает
препятствия для иных участников дорожного движения.
Были определены транспортные средства, которые не относятся к
механическим - СПМ, велосипеды, имеющие электродвигатель номинальной
максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 250
ватт, или максимальную конструктивную скорость движения, определенную
его технической характеристикой, не более 25 км/ч. Точно так же не
относятся к механическим транспортные средства, приводимые в движение
двигателем, максимальная конструктивная скорость движения которых
превышает 25 км/ч, имеющие массу менее 35 кг и на которых отсутствует
сиденье и рулевое управление.
Кроме того, территории садоводческих товариществ теперь относятся к
жилой зоне. Там в связи с многочисленными обращениями граждан закреплена
возможность движения на мотоблоке с прицепом. Такое движение
допускается в светлое время суток по обочине дороги, на которой
установленная скорость не превышает 90 км/ч. При отсутствии обочины
разрешено движение не далее 1 м от края проезжей части.
По новой редакции ПДД разрешена установка жалюзи, шторок и пленочных
покрытий на боковых (кроме передних) и задних стеклах легковых
автомобилей. Также приведено в соответствие с техническим регламентом
Таможенного союза использование зимних шин. Будет запрещено зимой
использовать шины с маркировкой All seasons. Все автолюбители могут
использовать данные шины в любой другой период года. Зимой можно
использовать только шины, маркированные знаком в виде горной вершины с
тремя пиками и снежинкой внутри нее и одним из знаков М+S, M&S, M S.
При этом во время эксплуатации остаточная глубина рисунка протектора
должна быть не менее 4 мм.
Кроме того, на тематическом баннере на сайте Госстандарта размещена
памятка по оценке соответствия устройств в рамках указа №295 и перечень
лабораторий для ее проведения. В ней обращается внимание владельцев СПМ
на случаи, когда оценку соответствия этих устройств проводить не нужно.
Также там приведены признаки отнесения устройств к мопеду или мотоциклу.
На сайте также размещен перечень аккредитованных испытательных
лабораторий для проведения оценки соответствия. Их 25, они расположены в
Минске, Борисове, Молодечно, Слуцке, Бресте, Барановичах, Пинске,
Витебске, Новополоцке, Орше, Гомеле, Калинковичах, Гродно, Лиде,
Могилеве, Бобруйске.
В памятке содержится и алгоритм действий владельцев устройств для
прохождения оценки соответствия и сведения о документе, который выдается
при положительных результатах. Памятка подготовлена Госстандартом и
действует до 1 сентября 2026 года. При возникновении вопросов по
процедуре можно обратиться в управление оценки соответствия и
лицензирования Госстандарта.