В 2021 году Барановичским горисполкомом продолжена работа в области защиты прав потребителей по следующим основным направлениям: рассмотрение обращений потребителей на ненадлежащее качество товаров и услуг; разъяснение законодательства и информирование граждан об их потребительских правах с целью повышения потребительской грамотности и оказания юридической помощи по вопросам защиты прав потребителей, досудебная и судебная защита потребительских прав, превентивная работа с субъектами хозяйствования с целью предотвращения и прекращения нарушений законодательства.
В 2021 году отделом торговли и услуг Барановичского горисполкома рассмотрено 67 обращений граждан, связанных с нарушением прав потребителей, что на 18 % меньше, чем за аналогичный период 2020 года (2020 год – 82 обращения).
В 2021 году в структуре обращений граждан в области защиты прав потребителей преобладали вопросы, связанные с продажей товаров, в том числе торговлей, осуществляемой дистанционным способом – 70 % от общего количества обращений. Кроме того, потребителями поднимались вопросы, относящиеся к сфере бытового обслуживания населения– 25,5 % от общего количества обращений; услуг общественного питания – 1,5 %, иных вопросов – 3 %.
В целях защиты нарушенных прав потребителей составлен 1 протокол об административном правонарушении, вынесено 12 предписаний о прекращении нарушений прав потребителей. В целях предупреждения нарушений потребительских прав продавцам, исполнителям услуг направлялись рекомендации и предупреждения, проводилась разъяснительная работа: вынесено 4 протокола о прекращении дела об административном правонарушении, 4 субъектам хозяйствования направлены письма предупредительно-разъяснителного характера о соблюдении законодательства о торговле, защите прав потребителей.
Анализ обращений граждан по защите прав потребителей свидетельствует о том, что в 2021 году в Барановичский горисполком, отдел торговли и услуг горисполкома наиболее часто граждане обращались по вопросам, связанным с: приобретением непродовольственных товаров (мобильных телефонов, бытовой техники, мебели и др.) ненадлежащего качества и (или) невозможностью их возврата; нарушением продавцами интернет-магазинов установленных законодательством сроков возврата денежных средств за товар надлежащего или ненадлежащего качества;
предоставлением недостоверной информации о товарах, работах, услугах, в том числе на сайтах интернет-магазинов; приобретением товаров в социальных сетях и в мессенджерах; изготовления мебели, памятников и нарушением сроков исполнения договорных обязательств и сроков устранения недостатков оказанной услуги (выполненной работы), качеством оказания парикмахерских услуг; невозможностью возврата товаров надлежащего качества, приобретенных во время проведения презентаций, рекламных акций.
Актуальными остаются обращения потребителей, связанные с приобретением товаров в социальных сетях и в группах, создаваемых в популярных мессенджерах. Потребителям следует знать, что вэтих случаях отправителями товаров, как правило, являются физические лица, и на приобретение у них товаров законодательство Республики Беларусь о защите прав потребителей не распространяется. В таких случаях возникшие споры разрешаются в судебном порядке.
В 2021 году Барановичским горисполкомом в рубрике «Вопрос-ответ» ПКУП «Объединенная газета «Наш край» для информирования потребителей была размещена информация по вопросам возврата товара ненадлежащего качества, приобретенного через социальные сети.
В целях повышения правовой грамотности потребителей проводятся ежедневные консультации потребителей по телефону, в ходе которых специалистами отдела торговли и услуг Барановичского горисполкома гражданам разъясняются их потребительские права, порядок досудебного урегулирования споров с продавцами (изготовителями, исполнителями услуг).